1

Психологические аспекты раннего плавания

дети играют в бассейне

Почему одни дети плавают с радостью и удовольствием, охотно выполняя все упражнения, проявляя интерес к занятиям, что превращает каждое посещение бассейна в настоящий праздник. А другие дети входят в воду со слезами, долго не могут научиться нырять, расслабляться в воде, не отпускают от себя родителей, порой заканчивается тем, что просто приходится отказаться от посещения бассейна.

Если, с точки зрения влияния раннего плавания на физическое развитие ребенка, родители в наше время достаточно осведомлены, то вопрос о влиянии этих занятий на психоэмоциональную сферу ребенка остается настоящей загадкой. Почему одни дети плавают с радостью и удовольствием, охотно выполняя все упражнения, проявляя интерес к занятиям, что превращает каждое посещение бассейна в настоящий праздник. А другие дети входят в воду со слезами, долго не могут научиться нырять, расслабляться в воде, не отпускают от себя родителей, порой заканчивается тем, что просто приходится отказаться от посещения бассейна.

Давайте попробуем окунуться во внутренний психологический мир ребенка, вернуться к его истокам. Речь пойдет о перинатальной психологии, основополагающим моментом развития которой стала теория С. Грофа о базовых перинатальных матрицах (БПМ).

Другими словами, это психолого-теоретическая модель о состояниях психики ребенка до и в первое время после рождения. Согласно этой модели, обстоятельства и закономерности развития человека во время внутриутробного развития оказывают влияние на всю последующую жизнь. "Неправильное" проживаниеодной и матриц (или всех сразу) накладывает существенный отпечаток на отношение человека к различным аспектам жизни, на его способность бороться за свое счастье...

Первая матрица - "матрица наивности", "матрица безмятежного счастья"

Она формируется с момента зачатия и до начала родовых схваток. Для данной матрицы характерно понятие "океанической матки" (ранняя стадия внутриутробного периода). Весь этот период жизни ребенок окружен водной средой, он находится в состоянии счастливого блаженства, безмятежности, покоя и радости, невесомости. Если беременность протекает легко, ребенок желанен и любим, то человек навсегда сохраняет в памяти ощущение радости и спокойствия, ему проще "вспомнить" эти ощущения во внеутробной жизни. Иными словами, человек, имеющий "правильную" первую матрицу, чаще радуется жизни,более оптимистичен и способен надеяться на лучшее в любых обстоятельствах.

Если же беременность стрессовая, то в подсознании человека откладывается склонность к депрессиям, ощущение "враждебности" в этом мире. Такие дети чаще болеют и, обычно, не любят воду, т.к. водная среда подсознательно ассоциируется со сложным для ребенка периодом жизни.

Поэтому одной из самых эффективных проработок первой матрицы в постнатальном периоде является раннее плавание. Когда ребенок снова и снова проживает похожие воспоминания об "океанической матке", но уже в позитивном для себя ключе. это очень удобно в теплой ванне, когда Вы кладете ребеночка себе на живот или на грудь, обнимая его или же покачиваете его на воде в бассейне.

Со временем матрица будет корректироваться и тогда никакие стрессы не смогут помешать крохе развиваться правильно и гармонично.

Вторая матрица - "матрица жертвы", "матрица страдания"

Формируется с момента начала схваток и до начала непосредственного "выхода" малыша.Ее символы - безысходность и отчаяние. Ребенок в матке чувствует нехватку кислорода, окружающее его (до этого такое мягкое и безмятежное!) пространство сжимается, давит. Малыш и рад бы выбраться, бороться, но выход из матки еще закрыт, бежать некуда? Опыт переживания этой матрицы в дальнейшем сказывается на том, как человек переживает резкое изменение ситуации, внезапное возникновение проблем.

Ведь даже в утробе кто-то сжимается от ужаса и пассивно ожидает решения своей участи, а кто-то пытается искать выход, толкается. Когда начинаются схватки, матери очень важно поддержать своего малыша, показать ему, что в борьбе он не один. Тогда меньше вероятность безынициативного "замирания" - чувствуя поддержку, плод борется с обстоятельствами - и в будущем человек из сложных ситуаций будет искать выход, а не ждать какого-нибудь самостоятельного разрешения.

Во время прохождения этой матрицы формируются такие важные для человека качества, как терпение и умение принимать решение. Ведь посылая маме первый гормональный импульс, ребенок сам запускает роды.Схватки для малыша - это тяжелейшее испытание. Первые легкие сокращения матки воспринимаются им как прощальные объятия любимого мира. Постепенно, с каждой схваткой, пространство, к которому он привык, начинает сжиматься. Время как будто останавливается. Ребенок начинает испытывать удушье. Не зря, беременным рекомендуется тренироваться, готовясь к родам, в бассейне с использованием ныряний и задержек дыхания.

Очень хорошо данная матрица прорабатывается с помощью ныряния и после родов, во время которых включаются все скрытые резервы памяти и прошлого опыта проживания схожей ситуации. Ведь, во время ныряния, ребенок также испытывает анаэробную нагрузку, тренирует устойчивость к гипоксии. здесь очень важно для ребенка почувствовать надежную поддержку маминых рук, научиться доверять ей, знать, что она рядом и всегда готова помочь преодолеть и страх, и новое испытание. В дальнейшем ребенок, совершенствует свои способности в нырянии и анаэробные возможности организма, а вместе с ними терпение и высокую физическую работоспособность.

Особенно эффективны совместные нырки с мамой, когда оба работают одновременно и переживают одинаковые состояния, разделяя общие чувства, общие трудности и общую радость.

Третья матрица - "матрица борьбы", "матрица достижения цели"

Шейка матки раскрыта, теперь ребенок не пассивен, он начинает выбираться из ставшего агрессивным "домика". И если до этого была принята активная позиция, то прохождение по родовым путям становится для ребенка первым опытом сознательного преодоления пути.

По Грофу, именно, в этот период закладываются основы большинства поведенческих, психологических и, как следствие, социальных проблем. Например, в дальнейшем, когда ребенок вырастает и "рождается" из семьи, отделяясь от родителей, он "вспоминает" опыт третьей матрицы. И здесь очень важно, рождался ли он сам, или ему пришли на помощь (простимулировав роды). Поэтому в родах желательно обойтись без стимуляции, разрезов, кесарева сечения и других "облегчающих" рождение приемов, если на то нет, действительно, веских оснований.Иначе человек подсознательно всегда будет ждать посторонней помощи и меньше верить в свои силы.

Третью матрицу также можно назвать прыжком в неизвестность. Это некий переход от жизни в утробе мамы к жизни отдельно от нее. Выбравшись из заточения и начав движение по родовым путям, малыш видит своего рода свет в конце тоннеля. Его охватывает состояние экстаза и эйфории: выход есть! Это очень важный этап, на котором у человека формируется уверенность в себе и приходит осознание того, что он может что-то сделать сам. Будет ли он с легкостью браться за новое дело? Или же любое начинание выльется для него в колоссальный стресс? Все это во многом зависит от удачного прохождения третьей матрицы.

В психотерапевтической практике приняты такие упражнения как прохождение "тоннелей" и "коридоров", когда ребенку предлагается пролезть в длинную темную трубу или же специально созданный коридор. Не все дети соглашаются и охотно выполняют это упражнение. Определенные трудности при его выполнении возникают у детей после кесарева сечения, а так же сложных родов. Но в последствии, ребенок приучается и к этому и уже охотно, с энтузиазмом пролезает в "темный коридор".

Для малыша это фактически победа над собственными страхами и неуверенностью. Есть аналогичное упражнение и на воде - это ныряние в трубу. В случае с бассейном, данное упражнение даже более эффективно, чем на суше, поскольку ребенок физически погружен в схожую с родовой ситуацию.

Таким образом, труба или тоннель выполняют роль "родового канала".

Также "родовой канал" можно пройти в упражнении "ручеек", когдаребенок проныривает под ногами нескольких родителей.

Четвертая матрица. Импринтинг - запечатление.

Опыт, который ребенок получает в течение первых двух часов после рождения. Процесс запечатления происходит чрезвычайно быстро. Его результат, как правило, необратим. Он зависит от того, как скоро состоялся первый контакт ребенка с мамой.

Ребенок встречается со своей мамой уже в ином ракурсе. Он прикасается к маминой коже, чувствует ее тепло, слышит знакомое биение сердца. Именно, в этот момент формируется базовое представление малыша о мире. А мамина любовь внушает ребенку чувство защищенности в этом огромном незнакомом пространстве. Воссоединение с мамой ребенок воспринимает как награду за все свои переживания. Несмотря на то, что существуют такие страшные вещи, как схватки и потуги, он доверяет этому миру. В этом мире можно жить.

По мнению Грофа, малыши, которые прошли матрицу-воссоединение, способны принимать и дарить любовь. Дети, лишенные этого опыта, искусственно создают себе трудности и ситуации борьбы. Все самые счастливые первые впечатления ребенок сохраняет и несет в свою дальнейшую жизнь. Задача родителей создать такие условия ребенку, в которых он сможет все больше и большеобогащать свою жизнь счастливыми минутами. Каждое ласковое маминослово, поощрение после трудного упражнения, поддержка в сложной ситуации, сопереживание и способность разделить с малышом его неудачи и успехи - все это неоценимо и необходимо для здорового развития психоэмоциональной сферы ребенка.

Совместные занятия с ребенком в бассейне - это еще одна сфера с ее разнообрзаием и многовариативностью ситуаций, в которых Вы можете стать настоящим близким и верным Другом своему малышу!

Назад